Мой сайт

Категории раздела

Новости [179]

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 15

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2010 » Июнь » 5 » Апостол Андрей Первозванный
04:07
Апостол Андрей Первозванный
Сей крест должен быть золотой с алмазами, наведенный финифтью, украшенный алмазною короною, ценой около 85 рублей, повешен сквозь крючки на петлях из цельного золота.



Святой апостол Андрей родился в городе Вифсаиде в Галилее. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее - добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей - греческое и в переводе значит «мужественный».

Святой Андрей был братом апостола Петра. Презирая суету и предпочитая девство супружеству, он не пожелал вступить в брак. Но, услышав об Иоанне Крестителе, отправился к нему и стал его учеником. Когда Иоанн Креститель, указывая на Иисуса Христа, сказал: "Вот Агнец Божий", святой Андрей вместе с апостолом Иоанном Богословом оставил своего учителя и последовал за Христом. Его называют Первозванным, потому что он первым из апостолов стал последователем и учеником Христа.

          Как повествуется в Евангелии, святой апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа, отчего ему усвоено имя Первозванный, но он был также первым из апостолов, который исповедовал Его Спасителем, приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.

            Из Евангелия мы узнаем, что святой апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек (Ин. 6, 8-9), говорил с Господом в Вербное воскресенье (Ин. 12, 22), вопрошал Его вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима и о признаках Второго Пришествия Спасителя (Мк. 13,3-4; Мф. 24,1-14; Лк. 21,5-19).

            После Воскрешения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в день Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей апостол Андрей исполнился Духа Святого (Деян. 1, 13; 2, 1-4), как предсказал Сам Господь.

            С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, в этот период он трижды возвращался в Иерусалим. Как сообщает историк Евсевий Кесарийский: «Фома был избран для Парфии, Иоанн для Азии; а Андрей получил в удел Скифию».

Святитель Димитрий Ростовский сообщает в своих «Житиях», что святой Андрей, проповедуя христианство, в каждом городе принял много страданий. Больше всего он потерпел за проповедь в городе Синоп. Здесь его бросали на землю, и, взяв за руки и за ноги, таскали, били поленьями, бросали в него камнями, вырывали у него пальцы и зубы. Но апостол, благодатью Спасителя, снова оказался здоровым и целым от ран.

     

    Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня есть устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал ученикам, которые были с ним: " Видите ли горы эти? На этих горах засияет благодать Божья, будет город большой, и соорудит Бог много церквей". И сойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел из горы этой, где со временем будет Киев, и пошел вверх по Днепру..." - так Нестор-летописец в своей "Повести временных лет" рассказывает  легенду о пребывании первого из апостолов Христа на киевской земле.

    По преданию, продвигаясь дальше на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на место будущего Новгорода. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим, а затем посетил Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, в будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из 70 апостолов Христовых - Стахия. Так имя апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Православные Церкви.

    Последним городом, куда пришел Андрей Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры, ахайский город при входе в Коринфский залив.

            Многие чудеса Господь явил через ученика Своего здесь. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры и побудили принимать святое Крещение. Однако правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником.

            Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Но Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Тот, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя.

            Правитель Эгеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Эгеата вызвал в народе возмущение, тем не менее этот приговор остался в силе.

            По преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей, был особой формы - имел вид римской цифры X. Такой крест и ныне носит название Андреевского.

            Два дня святой Апостол с креста учил собравшихся горожан. Слушавшие его люди сострадали мученику и потребовали снять его с креста. Опасаясь восстания, правитель приказал прекратить казнь. Но Андрей Первозванный, желавший крестной смерти за Господа, молился: «Господи Иисусе Христе, приими дух мой». Воины не смогли развязать руки мученика. Внезапно яркое сияние осветило крест, и когда оно прекратилось, люди увидели, что святой Апостол уже передал душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.

            Случилось это в 62 году. В 357 году при императоре Константине Великом мощи святого апостола были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла - апостола Тимофея. После взятия Константинополя крестоносцами в 1208 году мощи святого Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном соборе в Амальфи. При Папе Римском Пие II в 1458 году честная глава святого апостола была перенесена в Рим и положена в соборе Святого Петра.

            За это время на Руси свершилось пророческое предсказание апостола: был построен город Киев, Русь приняла святое Крещение, в 1086 году в Киеве при князе Всеволоде Ярославиче была заложена церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного.

Знак в виде креста к ордену Св. апостола Андрея Первозванного. Лицевая (слева) и оборотная стороны знака.  

Звезда и знак ордена Св. апостола Андрея Первозванного с бриллиантами

            Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России.

           


Петр I со знаком ордена Св. Андрея Первозванного на голубой андреевской ленте и звездой на груди.


Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг (на белом фоне голубой крест формы X), под сенью которого русские одержали множество побед.

Портрет графа Г. Г. Кушелева в орденском одеянии и со знаком ордена Св. Андрея Первозванного с бриллиантами на орденской цепи


Монье, Жан-Лоран/ Портрет Елизаветы Алексеевны, жены Александра 1 , со знаком ордена Св. Андрея Первозванного на орденской цепи.

Орден был учреждён Петром 1 30 августа 1698 года  согласно одному свидетельству. В современной литературе указывается 30 ноября как день учреждения ордена, хотя на самом деле эта дата является днём памяти Св. апостола Андрея Первозванного по старому стилю.Предполагается, что Пётр I, только что вернувшийся из Великого посольства, захотел иметь в своей державе орден наподобие тех, о которых он узнал в Англии.

Хотя орден стал вручаться, не существовало его официально утверждённого статута . Известен проект статута 1720 года, затем был проект статута 1744 года (содержавший отличия от статута 1720 г.), но только в 1797 при Павле 1 статут был утверждён и впервые опубликован.

Первым ордена удостоился соратник Петра, граф Федор Головин , 20 марта 1699года, о чём оставил своё свидетельство И.-Г. Корб, секретарь австрийского посольства. Головин объяснял Корбу содержание статута ордена Св. апостола Андрея Первозванного, но до нашего времени этот первоначальный проект Петра I не дошёл. Судя по награждениям, орден выдавался за особые заслуги перед Российским государством, включая как боевые подвиги, так и гражданские отличия.

Из проекта статута ордена, составленного в1720 годк Петром 1:

…в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные заслуги, а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям; ибо ничто столько не поощряет и не воспламеняет человеческого любочестия и славолюбия, как явственные знаки и видимое за добродетель воздаяние…

Первоначально восьмилучевая звезда ордена была не металлическая, а вышитая («Орденскую осьмиконечную звезду должно пришивать на кафтане и епанче, в середине оной золотое поле, в котором серебряный крест»). Выдавался лишь знак ордена. Так сложилось исторически, понятие орден обозначало организацию, члены которой носили знаки принадлежности к этой организации. Хотя историки утверждают, что звезды стали изготавливаться из серебра только в начале XIX века при Александре I, на портрете Петра I звезда не выглядит матерчатой. Из описания знака ордена до царствования Павла I:

«Орденский знак имеет две стороны: передняя представляет изображение Св. Андрея, висящего на так называемом Андреевском кресте, предоставленном продолговатым изображением в виде косого креста, на котором сей святой Апостол был распят…. На задней же стороне изображен двуглавый орел с тремя золотыми коронами, означенный золотою и синеватою тенью на крыльях… Сей крест должен быть золотой с алмазами, наведенный финифтью, украшенный алмазною короною, ценой около 85 рублей, повешен сквозь крючки на петлях из цельного золота. Ангелы, держащие над ним корону, должны быть вышиты серебром, корона — золотом, а слова „За веру и верность“ служат надписью, или девизом. Однако ж кавалер может дать несколько алмазов и других дорогих каменьев Казначею для употребления на крест и украсить оный по своей воле.»

Кавалеры ордена, по Уставу, должны иметь высший дворянский или государственный чин, воинское звание не ниже генеральского. Удостоенный ордена имел право на чин генерал-лейтенанта, если был в меньшем звании. От кавалеров требовалось наличие немалого состоянию, чтобы «важность сего события поддержать». Одновременно кавалерами ордена могло быть не более 12 человек из россиян. Общее число кавалеров ордена (русских и иностранных подданных) не должно превышать двадцати четырех человек.

Правила ношения Ордена Св. Андрея Первозванного. Слева вариант для торжественных случаев

При Павле 1 появился запрет украшать орден драгоценными камнями по своему усмотрению. Всего до  1797 г. (вступление на трон Павла I), то есть почти за 100 лет кавалерами ордена Святого Апостола Андрея Первозванного стали 231 человек. За два века орден получили от 900 до 1100 человек.

5(17) апреля 1797 император Павел 1 подписал особое Установление, которое стало первым по времени официальным Статутом Императорского ордена Святого Апостола Андрея Первозванного.Павел1 первым начал жаловать орденами лиц духовного звания. Узаконено было Павлом и награждение всех без исключения младенцев мужского пола —  великих князей орденом Андрея при крещении, а князей императорской крови — по достижении совершеннолетия.

С 1855 года к знакам ордена, полученного за военные подвиги, присоединялись два скрещённых золотых меча, помещаемых сверху креста и на верхнем луче звезды.

В 1917 орден был упразднён.

Орден сохранён в эмиграции домом Романовых как династическая награда. 1 июля 1998 года 

года указом  президента Российской Федерации Бориса Ельцина (№ 757) орден Святого апостола Андрея Первозванного был восстановлен как высшая награда России.

     ***

    Еще в XII-XIII на месте пребывания апостола в Киеве  находилось несколько церквей, которые по или иным причинам исчезали почти бесследно. Последняя церковь, которая имела название Крестовоздвиженськой сгорела в1677 году .В 1690 году появляется первая Андреевская церковь, которая была деревянной, но со временем она сама по себе разваливается. С тех пор на горе был установлен, т.н. Андреевский крест. В середине 18-го столетия по заказу императрицы Елизаветы начинается строительство Андревской церкви. Существовало несколько проектов новой церкви, но преимущество отдали итальянцу Бартоломео Расстрелли. Все работы по проектом Расстрелли выполнял архитектор Иван Мичурин , который существенно дополнил итальянского творца шедевров. Интересно, что некоторое время строительство не начиналось, так как столкнулось с неожиданной преградой - священники вовсе не желали снимать освященный крест, который все еще стоял на горе и чинили этому акту всяческие преграды. Но так или иначе в 1749 году храм начал строиться.

    Андреевскую церковь часто называют лебединой песней выдающегося мастера отечественной архитектуры Бартоломео Растрелли. Возвышается она на одной из круч Старокиевской горы на месте бывшего бастиона Старокиевской крепости.

     

     Построена Андреевская церковь по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Проект здания разработан Б. Растрелли в 1748 году, строительные работы велись в 1749-1754 гг. под руководством известного московского зодчего Ивана Мичурина. В создании храма участвовали многие специалисты Петербурга, Москвы, Киева, поэтому Андреевская церковь - памятник творческого содружества русских и украинских мастеров.

    За свою историю церковь многократно ремонтировалась. Уже в первые годы по окончании строительства она пришла в запущенное состояние, поскольку после смерти Елизаветы Петровны царский двор перестал интересоваться киевскими постройками. Освящение храма состоялось лишь в 1767 году. В XIX веке несколько раз ремонтировались верха здания, что привело к грубому искажению первоначальной формы очертания купола и утере его декора. В таком виде памятник находился до 70-х годов XX века.

    С 1917 по 1953 год неоднократно проводились работы по укреплению фундаментов Андреевской церкви и холма, на котором она стоит, по отведению подпочвенных вод, выполнялся ремонт фасадов, интерьера, производилась консервация живописи и резьбы.

    В 1970 году по заказу Софийского заповедника из Венского музея Альбертина были получены фотокопии хранящихся там растреллиевских чертежей Андреевской церкви. По этим чертежам киевские реставраторы (проект архитектора В. Корнеевой) в 1978 году восстановили первоначальную форму купола, и этот замечательный памятник русского и украинского зодчества предстал перед киевлянами таким, каким его проектировал Б. Растрелли.

    Андреевская церковь - одна из самых ярких построек стиля барокко, который распространился в отечественной архитектуре и искусстве в конце XVII - середине XVIII в. Придя с запада, этот стиль подвергся влиянию местных традиций и приобрел своеобразные национальные черты.

    Для барочных сооружений характерны парадность, эффектность, живописность и динамичность архитектурных форм, богатство декора, яркая контрастная окраска стен, обилие позолоты. Все эти черты присущи Андреевской церкви.

    Чтобы поставить храм на вершине холма, строители возвели под ним стилобат в виде двухэтажного жилого здания, примыкающего к срезу кручи. Его завершает огражденная балюстрадой паперть, куда ведет с улицы широкая чугунная лестница. Андреевская церковь - крестообразная в плане постройка, вытянутая по оси запад - восток. Ее размеры 31 х 20 метров, высота - 47 метров. Высота стилобата (с фундаментами) - 15 метров. Внутри церковь перекрыта одним большим куполом диаметром 10 метров. Однако снаружи это пятиглавый храм: четыре декоративные малые главки поставлены на контрфорсы, размещенные по диагонали здания, что создаёт эффект традиционного пятиглавия храма. Силуэт церкви построен на контрасте между массивной центральной главой и изящными угловыми куполами, направляющими движение архитектурных масс ввысь. В оформлении фасадов впервые объединены лепной декор и чугунное литье.

    Здание опирается на каменные столбовые фундаменты, которые были сооружены И.Ф.Мичуриным взамен предусмотренных в проекте свайных. В связи со сложными гидрогеологическими условиями участка (насыпные и просадочные грунты, высокий уровень грунтовых вод), он закладывает фундаменты разной глубины: со стороны Днепра 13,9 а со стороны Андреевского спуска -12,9 м от поверхности площадки паперти, И.Ф.Мичурин внес изменения и в инженерную часть проекта, заменив деревянные конструкции купола кирпичной кладкой и построив деревянную лестницу подход вместо подъезда к церкви (в 1844 г. лестница была заменена на чугунную).

    За всю свою историю время, когда она выполняла свою прямую функцию, можно пересчитать на пальцах одной руки. Неудачное местонахождение и, вследствие этого, угроза постоянных сдвигов - вот те причины, которые ставили Андреевскую на границу полного уничтожения. Уже в1787 году, после смерти Елизаветы, храм приходит почти в полное запустение. Лишь вмешательство русской императрицы Екатерины спасло церковь . В 1843 году в следствии сильного сдвига церковь дает трещину. Нужна была немедленная реставрация, которую и сделали, правда, утратив при этом некоторые элементы Растрелли. В начале 20-го столетия храм снова сталкивается с теми же проблемами. Его полная реставрация за чертежами Растрелли была осуществлена Владимиром Николаевым в 1900 году.

    Экстерьер поражает богатством декора. Стены здания и барабаны куполов расчленены по вертикали пилястрами и колоннами коринфского (первый ярус) и ионического (второй ярус) ордеров. Цоколь, стены и барабаны куполов завершаются карнизами сложного профиля. Круглые окна (люкарны) обрамляет роскошный лепной орнамент, на фронтонах размещены чугунные картуши с монограммой императрицы Елизаветы.

    Живописность фасадов усиливает яркая раскраска: на бирюзовом фоне стен выделяются белые колонны, пилястры, карнизы, сверкают позолотой чугунные капители, картуши, по граням темно-зеленого купола извиваются золоченые гирлянды.

    Тот же принцип декора сохранен в интерьере, который воспринимается единым архитектурным объемом. Здесь также расчлененные плоскости стен сочетаются с богатой позолоченной лепкой, обрамляющей окна-люкарны и украшающей купол. Главным акцентом в интерьере является иконостас. Это трехъярусное монументальное сооружение мягких криволинейных очертаний. На пурпурном фоне выделяются позолоченные пилястры, карнизы и богатые резные обрамления икон, имеющих разнообразные размеры и сложные контуры. Поверхность царских врат покрыта сплошным кружевом резьбы. В декор введена скульптура - головки херувимов, фигуры ангелов, трехфигурная группа "Распятие", завершающая иконостас.

    Б. Растрелли руководил всеми работами по оформлению интерьера. Он выполнил не только проект иконостаса, но и его рисунок-шаблон в натуральную величину, по которому петербургские резчики Иосиф Домаш и Андрей Карловский изготовили все резные детали. Монтированием иконостаса в Киеве руководил мастер Иоганн Грот. За иконостасом в алтаре находится надпрестольная сень на витых позолоченных колонках, украшенных гирляндами цветов. В интерьере привлекает внимание кафедра для проповедника, которую поддерживают две позолоченные фигуры ангелов. Большой интерес представляет живопись Андреевской церкви середины XVIII века - иконы иконостаса, роспись кафедры, картины в куполе, написанные масляными красками на холсте. Большую часть икон (25 штук) выполнил в Петербурге художник И. Вишняков с учениками. Живопись на оборотной стороне иконостаса создали украинские художники И. Роменский и И. Чайковский. Наибольшую ценность имеют работы талантливого русского живописца Алексея Антропова: роспись кафедры, купола, большая картина "Тайная вечеря" в алтаре, часть икон в иконостасе. На иконе "Успение Богородицы" сохранилась его подпись.

    Хотя вся живопись Андреевской церкви написана на религиозные сюжеты, она по манере исполнения представляет собою светские картины с характерными для стиля барокко эффектными позами, нарядными одеждами, обилием бытовых деталей, пейзажами и натюрмортами. Это реалистичное, жизнеутверждающее искусство, лишенное религиозного аскетизма. Живопись органично связана с резьбой, лепным декором и архитектурными формами здания.

    На западных стенах трансепта находятся две картины XIX века - "Выбор веры князем Владимиром" неизвестного автора и "Проповедь апостола Андрея" художника Платона Бориспольца. Это большие исторические полотна, содержание которых связано с рассказами древнерусских летописей. Выполнены эти работы в характерной манере классицизма.

    В целом интерьер Андреевской церкви - светлый, нарядный, мажорный - производит впечатление парадного дворцового зала.

    По своей художественной выразительности, смелости и оригинальности замысла Андреевская церковь является одним из шедевров отечественного зодчества XVIII века. Совершенство линий, четкие пропорции, удивительная гармония форм и окружающего ландшафта принесли этому памятнику всемирную славу.

    В 1968 году Андреевская церковь объявлена музеем. В нынешнее время Андреевская церковь отреставрирована. К главным святыням церкви принадлежит частица мощей Андрея Первозванного, привезенная из Италии и хранящаяся в специальном ковчеге. Паломников привлекало дарованное императором Александром Евангелие в драгоценном, усыпанном бриллиантами, окладе.

Молитва:
Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Категория: Новости | Просмотров: 1048 | Добавил: coment | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь

«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта

  • направления