Мой сайт

Категории раздела

Новости [179]

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 15

Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Март » 27 » Футуризм
04:10
Футуризм
Таким образом им характерен шумный, принципиальный, последовательный антиэстетизм футуризма, приводящий его в художественной практике к хаосу композиции и дисгармонии цвета.Накопилось множество отрывков статей, изображений, цитат,решила все соеденить. Выкладываю, может кому интересно. Читать, я думаю стоит, исключительно тем, кому действительно интересно.

Возникла тенденция отказа от реалистических основ искусства, принятия наступающей «новой индустриальной эры» и ее эстетическое утверждение.Как результат этой тенденции и возникает футуризм, почти одновременно в 1907 – 1909 годах в Италии и Франции. Они становятся в оппозицию к предшествующим течениям: отвергается сухая выхлощенность академической мифологии и повествовательная сентиментальность салонного искусства, так и построенное на непосредственных ощущениях искусство импрессионистов и отвлеченная мистика символизма, рожденного атмосферой «конца века» . Футуристы стремятся отыскать и ввести в художественную практику новые формы для отображения нового мира ( а на деле очередной виток развития индустриального общества).Цель искусства –(как и у кубистов)- не познание и отображение окружающей действительности, но «созидание новой реальности», в которую почерпнутые из жизни изобразительные элементы вводятся или не вводятся , исходя из субъективной воли художника.
Футуризм с присущей им экзальтацией начинает с манифестов и деклараций. Футуризм является и важным политическим движением. Таким образом им характерен шумный, принципиальный, последовательный антиэстетизм футуризма, приводящий его в художественной практике к хаосу композиции и дисгармонии цвета. Посредством разложения, разламывания естественных жизненных форм шли к постепенному уничтожению образного человеческого начала в искусстве, и стало быть явились ступенью к появлению беспредметности и абстракции.
Русский футуризм не был однороден по своему составу. Так существовал футуризм камерный, салонный, типа поэзии Игоря Северянина, и кубо - футуризм, в последствии составивший левое, основное крыло движения. В их искусстве чувствовалось смутное возмещение одиночеством человеческой личности, затерянной и попранной в новых бездушно-машинных джунглях.

В Италии же безраздельно царил властный диктат Филиппо Маринетти, официального идеолога и вождя футуризма. Итальянскому футуризму вообще свойственен оптимизм в восхвалении реакционных тенденций общественно политической эволюции эпохи империализма. Также отличительной чертой итальянского футуризма является его воинствующий национализм, который постепенно приводит его идеологов к последовательному шовинизму и фашизму.

20 февраля 1909 года на свет появился первый манифест Футуризма. Написан он был Филиппо Томмазо Маринетти. И главная заповедь тут, кажется, «через край» - чувство меры в количестве и качестве слов отбрасывается как устаревшее. Полная психологическая раскованность и распахнутость, по сути не слишком то чистоплотная, соблазняет индивидуалистически настроенную молодежь невиданной революционностью. «Главными эелементами нашей поэзии будут: храбрость, дерзость и бунт»- провозглашает Маринетти. Основной целью становится напугать и встряхнуть обывателя: «Не существует красоты вне борьбы. Нет шедевров без агрессивности!».
«Наши чувства в живописи нельзя больше шептать. Мы хотим, чтобы отныне они пели и звучали на наших холстах, подобно оглушительным триумфальным фанфарам».Отсюда вся эта кричащая живопись, где цвет не формирует, а «гримирует»поверхность картины.
А чтобы облегчить себе воспевание этих новых фетишей, они квалифицируют сами себя в качестве «движения антикультурного, антиэстетического, антифилосовского».Поэтому тезис десятый манифеста гласит: «Мы хотим разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом, феминизмом и всеми низостями, оппортунистическими и утилитарными». Вообще смысл, а точнее логика суждений – самое уязвимое место программы, зато «выразительность» на высоте, что делает их братьями по несчастью с дадаистами.
Отныне, как правило, манифесты предпосылаются художественной практике, так как художественное творчество предполагается полностью регламентировать согласно заранее сконструированным более или менее абстрактным схемам и генеральным предписаниям, сделанными главными идеологами.
Художники привыкают следовать этим предписаниям. Их вещи становятся как бы ребусами, шифрами умозрительно-отвлеченных идей, их картины все больше нуждаются в словесно-литературном комментарии и переводе. Все больше приемов заимствуется напрокат у других видов искусства.
Так, художники по началу отстают от запросов своего вожака и лидера. Часто они в первых футуристических вещах не выдерживают последовательного антиэстетизма.
Большую «склонность по инерции» к «спорно-изящному» обнаруживает в 1909 году Луиджи Руссоло. Его «Запах» изображает довольно традиционный трактованный женский профиль в окружении наплывающих на него волнами и завитками аллегорических дивизистских мазков. Если отбросить последние, картина становится уж очень близка салонным образчикам.
Луиджи Руссоло "Запах"

Идеал футуристов – «гоночный автомобиль со своим кузовом, украшенный громадными трубами со взрывчатым дыханием».Мариннети объявляет задачей творческой практики «выслушивать на свободе сквозь предметы и капризные двигатели дыханье, чувствительность и инстинкты металлов, камней, дерева и т.д. Заменить психологию человека, отныне исчерпанную, лирическим завладением материала».
Итак, машинное искусство. Статья Северини 1923 года так и называется – «Машинизм в искусстве». Отсюда можно логически вывести, что такое искусство и расчитанно на восприятие уже не людей а допустим автомобилей. И этот абсурднейший шаг также делают футуристы. Захлебываясь от восторга, они восклицают : «Мы воспринимаем как механизмы. Чувствуем себя построенными из стали. Мы тоже машины. Мы тоже механизированы»-, так гордо вещает манифест «Искусство механизмов»(1923). Кажется круг нелепостей сомкнулся. Но не таков Маринетти. В «Манифесте футуристической литературы» он объявляет своей заветной мечтой «создание механического человека с заменимыми частями». Действительно, что может быть удобней? Робот лишенный сознания и разума, к тому же до смехотворности дешев.
«Взаимозаменяемость» частей человека небезуспешно пытается усвоить Джино Северини в своем «Автопортрете» 1912 года, не только помещая на одних и тех же плечах голову, переданную одновременно во множестве измерений (профиль-три четверти-фас), подобно анологичным опытам Пикассо, но и разломав эту голову в каждом из поворотов на составные части и каждую из частей изобразив совершенно отдельным куском.
Джино Северини "Автопортрет"1912

Футуристический «идеал» как бы раскалывается на две неравные ипостаси. Одна – человек робот (винтик, штифтик) – создана, кажеться, исключительно для масс.Другая же связанна с той ролью, которую отводят себе идеологи. Сам Филиппо Маринетти хочет оставаться личностью, притом личностью особенной. В сущности той же машиной, только биологически идеальной.Поклоняющийся культу силы, аморализма, лишенный меланхолической рефлексии.
«Манифест футуристической живописи»от 11 апреля 1910 года, подписанный Умберто Боччони, Джино Северини, Карло Кара, Луиджи Руссоло и Джакомо Балла, излагают практическую программу деятельности художников футуристов, исходя из предпосылок, данных в первом, основном «Манифесте футуризма» Маринетти. Прежде всего – заявляют футуристы-«нужно вымести все уже использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты».Однако выразить жизнь на бумагу – одно, а воплотить ее в жизнь специфическими средствами изобразительного искусства – это другое.
Что касается сюжетности, как таковой, то у футуристов она, в отличие от большинства модернистских течений, не только не изживается, но, напротив, с годами все усложняется и возрастает.
Наиболее эмпирическим и наимении оперативным с этой стороны, является Джино Северини. Он наименее «динамичный» художник среди футуристов. Балгодоря своей постоянной внутренней невозмутимости он наиболее наукообразен. Сюжеты Северини берет те, которые уже опробированы практикой французского импрессионизма. Так, танцы и танцовщицы – его излюбленная тематика, а потому они становятся первыми жертвами его футуристических эксперементов. Танцовщицы, парки, кафе , рестораны – все это уже многократно использовалось до него, разница здесь в компазиционной трактовке изобразительной формы.Джино Северини,Испанская танцовщица, 1913

Джино Северини, Танцовщица

Более футуристическими по содержанию являются такие его сюжеты, как " Парижское метро, Колесо обозрени и Эльфива Башня" и "Динамический ритм в голове автобуса", передающие ощущение от езды, а следовательно и движение. На картине «Парижское метро, Колесо обозрени и Эльфива Башня» мы видим подобие запутанной схемы маршрута данного транспорта – в том вероятно, виде, как его припоминает сознание человека, которого несколько укачало в тесноте и тряске.

Джино Северини, Динамический ритм в голове автобуса


Джино Северини,
Парижское метро, Колесо обозрения и Эльфива БашняЧисто футуристической наукообразности в способах передачи движения более последовательно придерживается Джакомо Балла, также вначале вполне традиционный сюжетно. Что может быть, к примеру, традиционней «дамы с собачкой»? И что особенно нового увидишь в бегущей девушке? Однако, если дать этому трактовку в согласии с тезисом: «У бегущих лошадей не четыре ноги, а двадцать, и их движения треугольны», то получится новый способ изображения. Ему то совершенно буквально и следует Балла, изображая многоногую девушку, многохвостого дога, многокрылую ласточку …., разлагая таким образом движение на составляющие компоненты..
Джакомо Балла, Скорость мотоцикла, 1913


Джакомо Балла, Полет ласточек


Джакомо Балла, девушка выбегающая на балкон, 1912
Что касается цвета у футуристов, то в этом течении вовсе отсутствует единая цветовая метода. В "Манифесте живописи" рекомендуется в качестве основных только два принципа: употребление самых ярких "краааасных, которые криииичат" красок и обязательный дивизионизм.
Дивизионизм - (фр. division - разделение). - в живописи письмо с четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя.
Цвет в картинах футуристов подается локально, почти плакатно. Характерно сочетание тусклых и кричащих тонов. Футуристам присуща своеобразная живописная манера. По выражению советского искусствоведа О.Петрочука, в их искусстве "цвет не формирует, а гримирует поверхность картины".
В живописи дивизионизм непосредственно соседствует с некоторыми элементами формы, воспринятыми от Сезанна через кубизм. Наконец, от символизма футуристы заимствуют идею синтетического искусства. И тяготеют к примитивизму. «Мы примитивы нового чувствования, увеличенного стократно».

1912 год является поворотным в истории движения. Выставка футуристов в Париже в галерее Бернхейма - младшего дала возможность двум параллельным течениям – футуризму и кубизму- познакомится вплотную.
Полемика начинается горячо, со взаимных упреков. Кубисты порицают футуристов за антихудожественную сюжетность и литературность, выходящую за пределы, предназначенные живописи, и порождающие неясность и спутанность формального выражения. Футуристы в свою очередь упрекают кубистов в самом тяжком, с их точки зрения, грехе – замаскированном акадимизме, в следовании статичной и застылой традиции времен Пуссена и Энгра.
В итоге полемики выяснилось, что кубизм в основном культивировал форму без содержания, тогда как футуризм- содержание без форм.
Цепь уступок начинается уже с 1912 года, причем любая из них сопровождается серией оговорок, ссылками на специфические условия, особенности Италии,так футуристы постепенно признали Пикассо, Матисса, Леже, импрессионизм.
Вместе с тем после 1912 года в живопись футуристов проникает все больше кубических элементов( Северини «Голубая танцовщица»,Карло Кара «Галерея Милана»).
Джино Северини, Голубая танцовщица
Футуризм в чистом виде очень быстро устаревает и уже к 20-м годам становится своего рода устойчивой классикой.
На практике футуристы все более тяготеют к «деланию вещей» вместо картин. Эту линию открывает еще Боччони своим «Памятником бутылке»(1913), а Прамполини доводит ее до логического конца, выставляя в качестве произведений искусства более или менее удачно составленные мебельные металлические конструкции.

Джакомо Балла, Футуристическая посуда


ДжакомоБалла, Футуристическая мебель


Умберто Боччони. Развертывание бутылки в пространстве. 1912-1913
Прославление «машинизма в искусстве» находит себе выражение в так называемой аэроживописи –«живописи воздуха», вэклектических и тяжеловесных формах нелепо смешиваются абстракция.
Перед первой мировой войной футуризм и кубизм развиваются уже вполне параллельно, все более сближаясь, со значительным креном в сторону последнего.До беспредметной живописи остается всего один шаг и этот шаг был далее неизбежно сделан.
Об этом свидетельствует серия Северини «Сферическое распространение центробежного света»(1914)-абстрактные композиции в дивизионисткой технике.

из серии Северини «Сферическое распространение центробежного света»(1914)
Таким образом, «классический» период развития футуризма закончился уже с первой мировой войны. В дальнейшем эволюции футуризма обнаруживаются признаки множества последующих упадочных течений. Открывается дорога, с одной стороны, абстракции и беспредметничеству, с другой – крайнему натурализму.


Категория: Новости | Просмотров: 3985 | Добавил: coment | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь

«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

  • направления