Мой сайт

Категории раздела

Новости [179]

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 15

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2010 » Август » 31 » Упаковка эпохи модерна
04:11
Упаковка эпохи модерна
Григорий» (то есть Гриша) и «Жорж» - одно и то же, и что магазин

Написано Arin_Levindor Оригинальное сообщение «Что
остается, когда съедено все варенье?» Разумеется, банка. Мусор ли это,
или вещь самодостаточная, определяет замысел дизайнера упаковки.
Упаковка может стать предметом коллекционирования - и немудрено, ведь в
истории упаковки - в том числе и в российской - есть множество случаев,
когда она являла собой художественную ценность. Большинство имен
художников, создававших эскизы для упаковки, история не сохранила, но
точно известно, что в их числе были знаменитые мастера, например, Иван
Билибин.



К концу XIX века развитие производства товаров
массового потребления (особенно кондитерских, парфюмерных и табачных
изделий) привело к тому, что упаковка и этикетка наряду с рекламой
стали в значительной степени влиять на их рыночную «судьбу».
Кондитерская упаковка как никакая другая всегда славилась разнообразием
форм и материалов. Ведь конфеты, шоколад и печенье в то время были
достаточно дороги и покупались в основном к радостным или торжественным
событиям. Да мы и сейчас считаем конфеты в коробках атрибутами
праздника! С каждым годом упаковка значительно хорошела, в ее
оформлении стали использоваться наиболее выразительные средства
графического дизайна, живопись, прикладное искусство.







Художественный
стиль, богатая цветовая гамма, шрифт, орнаментальные мотивы,
репродукции известных картин, все служило одной цели — вызвать у
покупателей желание приобрести товар. Так, с 1880-х годов, когда на
жесть научились наносить цветную печать, преображавшую исходный
материал до неузнаваемости, жестяные коробочки буквально заполонили
кондитерский рынок России. В малых формах промышленной графики работали
такие именитые художники, как Иван Билибин, Иван Ропет, Константин
Сомов, Виктор и Апполинарий Васнецовы, Сергей Ягужинский, Борис
Зворыкин, Евгений Лансере.





Баночка кондитерская, Фабрика Тов-во «Жорж Борман».





Этикетка конфеты «Царь Петр Первый», Торговый дом «Г. и Е. Леновы»; коробка «В память 200-летия города С.-Петербурга».





Первые
кондитерские появились в Петербурге и Москве в XVIII в. Там
изготавливали пирожные, нугу, конфеты, марципаны и вари­ли шоколадный
напиток. Крупные фабричные производства кондитерских изделий возни­кают
во второй половине XIX в. К 1913 г. в России были зарегистрированы 142
кондитер­ских предприятия, а общий выпуск продукции, включая и мелкое
кустарное производство, составил 125 тыс. тонн. Из дореволюцион­ных
кондитерских предприятий России наи­более известны фабрики «Эйнем»
(ныне «Красный Октябрь») и «Сиу» (ныне «Больше­вик»), а также
московская фабрика Абрикосова и фабрики Жоржа Бормана в Петербурге и
Харькове.



В XIX веке в России практически не было
собственного шоколадного производства, конфеты ввозили из-за границы.
Григорий Борман решил воспользоваться этим шансом и в 1862 году,
поднаторев в делах торговых, заводит новое дело «въ весьма скромныхъ
размерахъ». На Невском проспекте, в Петербурге, он открывает небольшой
магазин и при нем скромную мастерскую с ручной машиной для выделки
шоколада. Поскольку дело заводит с мыслью о наследнике, то и название
магазину дает в его честь – «Жорж Борман». Правда, некоторые историки
утверждают, что «Григорий» (то есть Гриша) и «Жорж» - одно и то же, и
что магазин купцом был назван своим именем.



Точный
расчет и немецкая педантичность сделали свое дело. Уже через два года
Григорий Борман на Английском проспекте построил фабричные корпуса
специально для шоколадной фабрики.



Вслед за
экономическим успехом пришло всероссийское и мировое признание. В 1870
году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге продукция получила
бронзовую медаль, а шесть лет спустя основатель фирмы Григорий Борман
удостоился звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
Столь высокая оценка деятельности фирмы способствовала расширению
бизнеса и освоению дополнительных рынков сбыта.







В
XIX веке в России практически не было собственного шоколадного
производства, конфеты ввозили из-за границы. Григорий Борман решил
воспользоваться этим шансом и в 1862 году, поднаторев в делах торговых,
заводит новое дело «въ весьма скромныхъ размерахъ». На Невском
проспекте, в Петербурге, он открывает небольшой магазин и при нем
скромную мастерскую с ручной машиной для выделки шоколада. Поскольку
дело заводит с мыслью о наследнике, то и название магазину дает в его
честь – «Жорж Борман». Правда, некоторые историки утверждают, что
«Григорий» (то есть Гриша) и «Жорж» - одно и то же, и что магазин
купцом был назван своим именем.



Точный расчет и немецкая
педантичность сделали свое дело. Уже через два года Григорий Борман на
Английском проспекте построил фабричные корпуса специально для
шоколадной фабрики.



Вслед за экономическим успехом
пришло всероссийское и мировое признание. В 1870 году на Всероссийской
выставке в Санкт-Петербурге продукция получила бронзовую медаль, а
шесть лет спустя основатель фирмы Григорий Борман удостоился звания
«Поставщик Двора Его Императорского Величества». Столь высокая оценка
деятельности фирмы способствовала расширению бизнеса и освоению
дополнительных рынков сбыта.



Банка "Т-во Жорж Борман". Жесть. Россия, 1896 год





Созданные
известными мастерами маленькие произведения искусства прошли испытание
временем — разве нужны конфетам «Мишка косолапый», «Мишка на Севере»,
«Раковая шейка», «Василек» дополнительные рекомендации? Видишь обертку
и сразу ощущаешь знакомый вкус конфеты. В кондитерской упаковке всегда
использовались дорогие материалы. В XIX и XX веках это были жесть,
стекло и дерево, ткани — бархат, шелк, муар — и лучшие сорта бумаги. В
наше время с развитием технологий и объемов производства кондитерские
изделия обычно помещают в картон и полимеры. Сейчас это точно
просчитанный дизайн, научно обоснованные цветовые сочетания,
совершенная полиграфия и высокотехнологичные материалы, способные
обеспечить максимальную сохранность вкусовых качеств и более длительный
срок хранения. Возможно, именно поэтому «рукотворные» фантики и коробки
прошлых столетий снова становятся так притягательны.



Коробка "Жорж Борман". Жесть. Россия, начало ХХ века





К
основным событиям в истории российского государства известные
кондитерские фабрики выпускали специальные серии упаковки. И, нужно
отметить, кондитеры подходили к этому вопросу с нескрываемым
патриотизмом и настоящей книжной глубиной. Художественное исполнение
заказывали у известных художников, в коробку вкладывали небольшие
листочки с краткими историческими справками и описанием особенно
значимых моментов. Так, до нас дошли «исторические» конфетные серии,
посвященные отмене крепостного права в России в 1861 году, 100-летнему
юбилею Отечественной войны 1812 года, 300-летнему юбилею Дома
Романовых, многочисленным победам российских полководцев, героям
отечественной и мировой истории. Чего стоят только названия карамели,
шоколада и печенья — «Реформа», «Воля», «Освобождение крестьян»,
«Сусанин», «Пожар Москвы 1812 года», «Юбилейные», «Нельсон», «Бисмарк».
На коробках и этикетках кондитерской серии «Дом Романовых», выпущенной
к юбилею царской династии в 1913 году фабрикой «Эйнемъ» («Красный
Октябрь»), и на упаковке других крупных кондитерских предприятий была
представлена в картинках вся история Романовых: от избрания на царство
Михаила Федоровича в 1613 году до здравствующего в то время Николая II.




Коробочка "Монпансье. Фабрика им. Бабаева". Жесть. СССР, первая треть XX века





Традицию
отражать на кондитерских упаковках исторические события продолжили и в
эпоху социализма. Только сами события стали другими — покорение
Арктики, полеты в космос, 6-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов
в Москве, многочисленные партийные съезды, праздничные даты —1 Мая, 8
Марта, День Конституции, День Пионерии, 7 Ноября и, конечно, Новый год.
Своеобразная графика «эти кеточного» жанра ввела моду на
коллекционирование кондитерской упаковки. Фантики, этикетки и рекламные
плакаты собирали в специальные альбомы. Красивые ларцы и коробки из-под
конфет и печенья подолгу хранили в семьях и использовали в качестве
шкатулок для писем, фотографий и рукоделия.



Коробка. Жесть. Россия, фабрика Ахвердова, начало ХХ века





Даже
на относительно круп­ных предприятиях,таких как Жорж Борман и Эйнем
производство носило полу­кустарный характер. Применялись варочные
огневые печи, ручные прессы, открытые вароч­ные котлы с ручными
мешалками, изделия за­вертывались вручную. Ассортимент, выпуска­вшийся
на рубеже XIX и XX вв., включал в себя практически все известные
сегодня виды сла­стей: конфеты, печенье, пастилу, нугу, мар­мелад,
пряники, мороженое, шоколад.



Говоря современным языком,
произ­водители решали и задачи брендинга: при­думывали названия сортам
изделий, разра­батывали виды обертки и упаковки. Одни и те же виды
продукции могли продаваться россыпью или быть расфасованы.



Коробка жестяная "Тульские пряники". Тула, 20-е годы XX века





Первоначально
кондитерские изделия упаковывались в простую бумагу, в ящички,
шкатулочки, стеклянные, фарфоро­вые и прочие коробки. Из французско­го
языка в русский пришло слово для обозначения коробки для различных
сладостей и конфет - бонбоньерка (bonboniere, от bonbon - конфета). В
конди­терских хрупкие шоколадные конфеты укла­дывали в один ряд, иногда
в дополнитель­ной обертке, в плоские картонные коробки без каких-либо
элементов украшения.



Кон­феты, продававшиеся россыпью,
чаще всего помещали в деревянные или металлические коробки в форме куба
или сундучка. В коробки той же формы, что и для конфет, могли быть
расфасованы печенье и пряники, халва, пас­тила и т.п. Печенье насыпали
в коробку рос­сыпью или укладывали слоями с бумажной прокладкой.
Магазин, который обращался на фабрику с заказом на определенное
количе­ство товара, мог заказать размер упаковки - чаще всего один,
полтора или два фунта.







Первая
специализированная упаковка с рекламными надписями и указанием фирмы
производителя продукции появляется в на­чале XIX в. До нас дошли
отдельные образ­цы такой бумажной упаковки. На упаковке помимо
декоративных элементов и рекламы продукции, зачастую размещалась
информация просветительского характера. Для привлечения покупателей
кондитеры заказывали упаковку, которая составляла серии или наборы.



С
1880-х гг., когда был разработан способ нанесения изо­бражения на жесть
методом хромолитогра­фии (металлохромии), появляется и быстро
становится популярной жестяная упаковка. К концу XIX в. производство
кондитерской упаковки приобрело промышленные масштабы. Поразительное
разнообразие форм жестя­ных коробок, красочность их оформления делали
еще более притягательными упако­ванные в них кондитерские товары и
давали возможность производителю выделить свой товар. Кроме того,
«жестянки», как их тогда называли, более надежно защищали товар,
боящийся сырости: бисквиты, пряники, кара­мель, монпансье и пр.







Упаковку
для своей продукции кондитеры заказывали на специальных производствах.
Наиболее известными в России произво­дителями упаковки были акционерное
общество «В. В. Бонакер», печатня «А. Жако и Ко», фабричное жестяное
издательство Торгового дома «Жестянка», хромолитогра­фия по жести
фабричного торгового Това­рищества «Н. С. Растеряев», а также фабрика
металлических коробок Генерального обще­ства французской ваксы в Москве.



Обычно
форму коробки и эскиз оформления разраба­тывали на упаковочном
произ­водстве. Коробки - жестяные (паянные или завальцованные) и
картонные на клею - быва­ли самыми разнообразных форм и размеров:
прямо­угольные, прямоугольные со скругленными краями, круг­лые,
фигурные, в виде корзи­нок, саквояжей, сундучков и т.п. Крыш­ки могли
быть откидные или съемные. Образцы тары рас­сылались по кондитерским
фабрикам, а кондитер делал выбор и заказывал надпечатку собственного
дизайна для своей марки и сорта конфет.







При
использовании одной и той же коробки для различных видов продукции
дополни­тельно наклеивали бумажную ленту-бандероль с указанием
содержимого. Наряду с данными об изготовителе продук­та на коробке
иногда имелось указание и на производителя упаковки. В качестве
короб­ки для конфет могли использовать неспециа­лизированную «тару».
Например, в прейску­ранте фирмы Ж. Бормана за 1912 г. есть указание,
что для трех сортов шоколадных конфет - «Сакай», «Бунго» и «Мияки» -
исполь­зовали лаковые японские шкатулки. На такого рода упаковке
дополнительно помещался только фирменный знак производителя кон­фет. В
данном случае на внутренней стороне крышке вручную было нанесено
название фирмы.



Некоторые кондитерские фабрики имели
собственные мастерские по производству упаковки. На фабрике Абрикосова
был цех по изготовлению коробок из жести и карто­на под управлением
«живописца Федора Шемякина»; при этом Абрикосов покупал упаковку и на
других производствах. Жестяные коробки собственного производ­ства
использовали и на фабри­ке «Блигкен и Робинсон».







Мы
знаем имена лишь не­скольких художников, работав­ших над эскизами к
коробкам. Однако были среди них и из­вестные живописцы. Так, Иван
Билибин подготовил эскизы для серии упаковки в «русском стиле»; коробки
по его эскизам использовали различные кон­дитерские фабрики, по его
образцам изготовлялись ко­робки с готовым напечатанным рисунком, где
было оставлено место для надпечатывания на­звания фабрики или сорта
кон­фет. В отдельных случаях художники исполь­зовали при подготовке
рисун­ков готовые образцы орнамен­тов и сюжетных сценок, которые
публиковались в специальных художественных изданиях.



По
своему предназначению среди коробок выделялись витринные и рекламные.
Примером этому может служить рекламная же­стяная коробка фирмы «Эйнем»
со специаль­но утяжеленным дном: в ее крышке имеется прорезь с резаком,
а на стенках расположе­ны изображения рекламных плакатов фир­мы. Внутри
коробки помещался шпагат, ко­торый использовался для перевязывания
пакетов с покупками.

Категория: Новости | Просмотров: 1771 | Добавил: coment | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь

«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта

  • направления